Виталина Скворцова-Охрицкая. Психолог
Почему и зачем люди оправдывают войну на Украине?
И почему их невозможно переубедить?
Спойлер: дело совсем не в политических взглядах.
⠀
Толерантность к насилию, оправдание насилия
⠀
Чем “другого выхода не было” отличается от “он по-другому не понимает” или “она сама меня спровоцировала”?
Только размером катастрофы.
⠀
Огромное количество людей нечувствительны к насилию, потому что выросли в нем, дышали им, сформированы им, до сих пор считают его необходимой частью жизни. Каждый раз, когда я говорю с вами о недопустимости насилия над детьми, я открываю портал в ад. Я знаю тысячи историй того, как били, унижали, насиловали и отвергали вас самые близкие, эта затаенная боль требует исцеления и переработки, а это большая душевная работа. Болезненная, долгая. Только через нее можно прийти к спасительному «так со мной никому нельзя».
А после этого - к твердому, непоколебимому «так нельзя ни с кем. Никогда.»
⠀
Идентификация с агрессором
⠀
“Мы сейчас им покажем”, “Что США хотели? Получите!” “Мы сильные, вот смотрите”.
⠀
Это сильнейшая психологическая защита слабых людей, не способных выносить реальность, ее последствия и, главное, свою ответственность за перерабатывание этих последствий.
Этот феномен описан многими психологами - когда люди попадают в экстремальные ситуации, они отождествляют себя с тем, кто совершает насилие, в бессознательной надежде, что если они тоже агрессоры, значит их минует участь жертвы. Это бесовское упоение, радость от того, что я разрушаю дом брата, на самом деле вытесненный страх, даже ужас: я сделаю все, что угодно, только бы не вызвать гнев агрессора на себя.
⠀
На этой психологической защите держится личность. Этих людей не переубедить никогда. Если они отпустят то, за что держатся, они окажутся, как и мы с вами, в эпицентре катастрофы.
https://www.instagram.com/p/Cae01E5s_HL/?utm_medium=copy_link